Завершение сделки купли-продажи действующего бизнеса.

Все проверки действующего бизнеса наконец позади. Как же правильно завершить сделку купли-продажи компании, соблюдая при этом интересы как продавца, так и покупателя?

Успешное закрытие сделки по купле-продаже бизнеса возможно только после проведения проверки due diligence, результатами которой потенциальный покупатель остался доволен. Обычно, к этому времени завершается и полная проверка соответствия действительности данных о праве собственности на реализуемое предприятие и возможных фискальных задолженностях продаваемой компании.

Подписываем документы и платим деньги

Помимо стандартного набора документов о передаче прав собственности на действующий бизнес, его новый владелец в большинстве случаев, должен подписать также:

• обязательства по аренде офисных и производственных помещений и лизингу оборудования (если недвижимость, основные орудия производства и пр. не входят в материальные активы продаваемой компании);

• заявление по приему на себя долговых обязательств по кредитам (если таковые имеются у предприятия);

• соглашения о сотрудничестве с продавцом.

Последнее представляется особенно важным, в случае если договором куплипродажи бизнеса предусмотрено сохранение за его бывшим владельцем функций временного консультанта, что способствует менее болезненному прохождению предприятием переходного периода, в ходе которого и поставщики (партнеры) и клиенты «привыкают» к мысли о смене собственника.

Обе стороны также подписывают документы, в которых четко определяется цена бизнеса, включая его материальные и нематериальные активы (т. н. гудвилл). Особое внимание при этом стоит обратить и на конечную схему продажи компании (например, в форме передачи корпоративных прав, дарение или реализации в виде целостного имущественного комплекса, от этого в конечном счете зависят вопросы налогообложения – как для продавца, так и для покупателя.

После решения всех этих проблем, назначаются этапы и сроки передачи корпоративных прав новому владельцу и соответствующих выплат прежнему собственнику, а также финансовым консультантам и прочим посредникам, способствовавшим успешному завершению сделки (если ранее это не было определено дополнительными двусторонними соглашениями).

Кстати, опытные бизнес-брокеры обычно не советуют серьезным покупателям затягивать с выплатой, как первого, так и последующих взносов. Ведь продавец – тоже человек: увидев если не чемоданчик с наличкой, то, по крайней мере, информацию об основательном пополнении своего банковского счета, он становится гораздо более конструктивным партнером в дальнейших.

Делаем первые шаги в новом бизнесе

После того, как деньги (по крайней мере, первая их порция, оговоренная в соглашении) перечислены, покупателю, вступающему в свои права, следует не ошибиться в реализации своих первых инициатив.

Для этого можно рекомендовать несколько первоочередных действий, которые новому владельцу целесообразно осуществить уже в первый месяц с момента начала вступления в права собственности.

Во-первых, уточните для себя, чего же конкретно вы хотите и ожидаете от продавца. В зависимости от содержания вышеупомянутого соглашения о сотрудничестве, вы, как правило, сможете рассчитывать на 1–4 месячный срок, в течении которого прежний владелец будет при необходимости консультировать вас по всем специфическим особенностям приобретенной вами компании.

Безусловно, это поможет вам на первых порах быстрее освоиться с новым для вас бизнесом. Однако, если указанный период сотрудничества по каким-либо причинам покажется вам недостаточным, в последствии вы сможете продлить его, официально наняв бывшего собственника в качестве одного из топ-менеджеров или консультанта (по его желанию).

Подобный сценарий часто используется в случае, если в соответствии с соглашением по передаче прав собственности, продавец в течении определенного периода может рассчитывать на некоторую часть прибыли компании или оставляет за собой часть ее акций.

Во-вторых, позаботьтесь о своих (теперь уже – точно ВАШИХ) новых служащих. Прежде всего, вам следует, по возможности, познакомиться со всеми (или хотя с большинством из них).

Отметим, что несмотря на соблюдение всех мер конфиденциальности на практике сотрудники продаваемой компании часто знают о грядущей смене собственника, что не может не внушать им определенной тревоги за свое будущее.

Эти далеко не беспочвенные страхи (особенно среди ключевых сотрудников) следует как можно быстрее успокоить, ведь нервозность и неуверенность в завтрашнем дне может грозить вам потерей наиболее ценных кадров. Достаточно эффективным средством для этого может быть небольшая (хотя бы 10–15 %) надбавка к зарплате таких сотрудников, о которой вы, как новый владелец бизнеса, может объявить им лично.

Кстати, эти встречи вы сможете использовать для более глубокого изучения ключевых игроков вашей новой команды, стимулируя их к подаче (и реализации!) предложений, способствующих повышению эффективности работы компании. Заодно вы сможет проверить, насколько ваше видение перспектив предприятия совпадает с мнением сотрудников на этот счет.

В-третьих, независимо от добрых советов и помощи прежнего владельца, в первые же недели своего вхождения в бизнес обязательно найдите время для встречи с основными поставщиками и бизнес-партнерами, а также – с представителями наиболее крупных заказчиков/клиентов.

Именно по результатам этих встреч вы сможет не только укрепить деловые связи, налаженные еще вашим предшественником, но и наметить новые ориентиры в их дальнейшем развитии, что, несомненно, пригодится при дальнейшем расширении и диверсификации вашего нового бизнеса.