Поиск покупателя — самостоятельно или через бизнес брокера?

Продавать ли бизнес самому или привлекать к процессу поиска покупателя бизнес-брокера? Этот вопрос очень часто волнует собственников, готовящих свои предприятия к продаже.

Наиболее простой способ ответить на него обоснованно – подсчитать, сколько приблизительно времени займет качественная подготовка предприятия к продаже, включая полную проверку всей документации, определение «справедливой» цены, поиск «правильного» покупателя и оформление сделки.

Затем прикиньте трудозатраты на все эти мероприятия (например, человекочасы) и умножьте все это на величину вашего среднего почасового дохода (если вы собственник бизнеса) или на стоимость часа работы ваших штатных сотрудников, которых вы планируете привлечь к этому процессу.

Теперь добавьте к получившемуся числу «плановые» расходы на продвижение вашего предложения на рынке готового бизнеса, которые все равно придется нести (вне зависимости от того, насколько самостоятельно вы продаете компанию) и оцените полученный результат.

Если вы готовы нести указанные расходы и у вас есть резерв времени для их проведения (одновременно с поддержанием предприятия в работоспособном состоянии), то вам, безусловно, стоит попробовать решить проблему лично. Если же вы хотите оптимизировать процесс и найти своим деньгам и рабочему времени более эффективное применение, вам стоит обратиться к бизнес-брокеру. 

С каждым годом роль финансовых советников на рынке готового бизнеса только возрастает. Это связано с тем, что все более важную роль играет фактор времени, в рациональном использовании которого неизбежно сыграют свою роль обширные клиентские базы, широкие связи в медиапространстве и деловой среде, которые и служат отличительными чертами профессиональных бизнес брокеров.

Все мы достаточно много знаем о том, что такое продажа недвижимости. Однако в деталях и нюансах продажи бизнеса разбираются единицы. Просто потому что раньше никогда этим не занимались. Как правило, владелец думает, что может обойтись без услуг посредников и самостоятельно провести сделку. Ведь он лучше других разбирается в своем бизнесе и вполне в состоянии назначить цену, подготовить и распространить объявления о продаже, а также самостоятельно проводить все переговоры с покупателями.

Однако собственнику требуется помощь в таких важных моментах, как обоснование заявленной стоимости бизнеса, соблюдение конфиденциальности продажи и получение лучших условий по сделке в процессе переговоров с покупателем. Ему нужен кто-то, кто способен обезопасить от рисков и профессионально отстоять его интересы в момент продажи бизнеса. Именно, исходя из этих соображений, рекомендуется бизнесменам взвесить все «за и против» перед тем, как действовать.