Сколько времени нужно для продажи бизнеса?

Поиска ответа на этот вопрос занимает владельцев компаний не меньше, чем проблема правильной оценки предприятия. Так можно ли продать действующий бизнес быстро?

Интерес этот вполне закономерен, ведь при продаже готового бизнеса старая истина «время – деньги» обретает вполне осязаемую суть.

Если момент для продажи выбран не слишком удачно, предпродажная подготовка проведена небрежно, а рыночный спрос не исследован заранее – то выставленное на продажу предприятие теряет свою ценность прямо на глазах.

Все эти досадные нюансы ведут к затягиванию сделки, что для рынка действующего бизнеса означает, по сути, ее окончательный срыв. Владелец может продолжать настаивать на своем, отказываться снижать цену, но рано или поздно вынужден будет уступить или же вообще отказаться от идеи продать свою компанию.

Конечно, бывают и счастливые исключения, но лишь при грамотной подготовке предприятия к продаже и правильно организованной маркетинговой кампании. Исходя из практики, можно привести примеры, когда уже спустя две недели после старта маркетинговой компании и размещении объекта готового бизнеса, собственники находили покупателя. И все-таки, это скорее исключение, нежели закономерность – как правило, для продажи компании «золотого диапазона» (от 1 до 3  млн. долл.) требуется гораздо больше времени.

Почему же в большинстве случаев нельзя продать бизнес молниеносно? Причины очевидны.

Во-первых , для предприятий данного ценового диапазона необходимо тщательная предпродажная подготовка, каждый этап которой занимает достаточно много времени.

Во-вторых , значительный временной период занимает исследование динамики в соответствующем сегменте рынка, с последующей разработкой стратегии продажи. Это позволяет не только более точно определиться с ценой, но и правильно выбрать момент выставления компании на продажу. Последнее очень важно, для минимизации рисков затягивания сделки по объективным (сезонное падение спроса, временные ограничения данного вида бизнес-деятельности и т. п.), и субъективным причинам (резкие валютные колебания, паника, вызванная форсмажорными обстоятельствами, политические кризисы и пр.)

Третья группа причин связана с тем, что поиск по-настоящему серьезного покупателя (инвестора) действительно настроенного на покупку – дело достаточно длительное, ведь из десяти заинтересовавшихся бизнесом, девять его никогда не покупают. Но даже после того, как подобный кандидат будет найден, снова потребуется время, для того, чтобы навести о нем подробные справки, принять окончательное решение и (самое главное) убедить его в том, что бизнес стоит тех денег, которые удовлетворили бы продавца.

И, наконец, финальная стадия – оформление сделки и ее реализация (передача прав собственности), как правило, занимает не один месяц.

Как правило, длительность процесса продажи определяется масштабами бизнеса. Чем больше компания, тем дольше времени необходимо затратить на поиск и проведение сделки. Исходя из практики, для продажи т. н. «микро-бизнеса» (ценовая категория до 250 тыс. долларов) приходится затратить от двух до двадцати недель. Реализация предприятия малого бизнеса (до 500 тыс. долл.), занимает по времени, в среднем, от одного до шести месяцев.

Малый и средний бизнес по стартовой цене около 1 млн. долл. может потребовать для успешной продажи от трех до девяти месяцев, и, наконец, реализация компаний «золотого диапазона» (стоимостью от 1 млн. до 3 млн) длится от шести месяцев до полутора лет.

Следует отметить, что в двух последних случаях значительную часть времени занимает именно заключительный этап (передача прав собственности и т. п.), в то время как собственно предпродажная подготовка и даже успешный активный поиск покупателя занимают меньшую в процентном отношении долю временных затрат, нежели при продаже малого бизнеса.